г. Нижний Новгород, ул.Белинского, 34, офис 1

(831) 413-97-44

Проект санитарно-защитной зоны (проект СЗЗ)

Компания Экопром

Отправить заявку на расчет стоимости проекта санитарно-защитной зоны

При необходимости прикрепите файлы с дополнительными сведениями (ТЗ, коммерческое предложение). Не более 5 файлов

Содержание статьи

Санитарно-защитная зона — это специальная территория, которая обеспечивает снижения загрязнения атмосферного воздуха и уровня физического воздействия (шума) до допустимых значений для населенных мест. Установление санитарно-защитной зоны происходит на основании проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ).

ППроект санитарно-защитной зоны (проект СЗЗ) - это научно обоснованная оценка влияния предприятия на компоненты окружающей среды. Проект состоит из теоретических расчетов воздействия на окружающую среду и лабораторного подтверждения выполненных исследований.

Размер ориентировочной санитарно-защитной зоны определен СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов". Данный нормативный документ содержит обширную классификацию по которой можно определить ориентировочную СЗЗ практически для любого объекта.

Стоимость разработки проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ)

Рассчитать стоимость по телефону:

(831) 413-97-44

Отправить запрос на расчет стоимости на почту: mail@eco-gk.ru

Санитарно-защитные зоны: история вопроса и судебная практика

Чтобы глубже понять проблематику вопросов установления и функционирования санзон рассмотрим его в историческом контексте.

Санитарно-эпидемиологическое законодательство фактически было сформировано в 1950-е годы.

Нормативные документы, регламентирующие вопросы установление санзон менялись достаточно регулярно. Мы рассмотрим три наиболее знаковые редакции.
Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий Н 101-54, утвержденные в 1954 г. закладывают основу функционирования санитарно-защитных зон и содержат привычную нам классификацию санзон:

  • 1 класс — 1000 м
  • 2 класс — 500 м
  • 3 класс — 300 м
  • 4 класс — 100 м
  • 5 класс — 50 м

Территория санитарно-защитной зоны фактически отчуждалась и на нее накладывались ограничения по размещению жилых зданий, объектов спортивной и санаторно-курортной инфраструктуры.
На территории санзоны предусматривалось озеленение, с целью снижения негативного воздействия. Существовала проблема ранее построенных предприятий, при этом новые предприятия, как правило, строились на удалении от жилой застройки, с учетом розы ветров и обеспечением условий для снижения негативного воздействия.

Санитарные-нормы проектирования промышленных предприятий СН 245-71 содержали очень близкую к современной классификацию предприятий, а также перечень предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных, значения которых остаются практически неизменными на сегодняшний день.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, принятый в 2003 году фактически копировал санитарные нормы 1970-х годов, при этом изначально содержал неразрешимые противоречия в принципиально новом правовом поле:

  • В изначальных редакциях была предусмотрена необходимость озеленения территории санитарно-защитной зоны. Проекты СЗЗ отклонялись от согласования из-за несоблюдения нормативов озеленения. При этом отсутствовала реальная возможность проводить озеленение на территории, не принадлежащей предприятию.

  • Дополнительно были введены ограничения на размещения садово-огороднических участков на территории санзоны. К данным территориям применяются более жесткие критерии качества (0,8 ПДК). При этом союзные нормы не содержали подобных ограничений и допускали наличие в СЗЗ объектов сельскохозяйственной инфраструктуры. По факту на территориях санзон зачастую размещались садово-огороднические товарищества.

  • Обязанности по выводу объектов из санитарно-защитных зон возлагались на собственников предприятий. При этом затраты на проведение мероприятий нередко превышали стоимость самих предприятий.

  • Отсутствовали механизмы учета и контроля за размещением недопустимых объектов на территории санитарно-защитных зон.

В тот же период муниципальные и региональные власти начинают принимать положения о порядке переселение жителей из санитарно-защитных зон, возлагая финансирование на предприятия. А структуры Роспотребнадзора начинаю массово выписывать предписания предприятиям о расселении жилых домов (в том числе многоквартирных) из санитарно-защитных зон.

В результате заложенных противоречий в санитарно-эпидемиологическом законодательстве мы имеем череду несогласованных судебных решений по данному вопросу.

Попробуйте ответить на следующий вопрос: «Имеет ли собственник жилого помещения право на переселение из санзоны? Если имеет, то кто должен финансировать переселение: собственник предприятия или орган местного самоуправления?»

Подумали? А теперь давайте посмотрим судебную практику:

  • Решение об отказе в праве на переселение из СЗЗ.
  • Решение о признании права на переселение из СЗЗ и возложении финансирования на собственника предприятие.
  • Решение о признании права на переселение из СЗЗ и возложении финансирования на орган местного самоуправления.

И это не единичные случаи. Судебная практика разнонаправлена и не имеет единого вектора.

Ряд упомянутых Положений о порядке переселения жителей из санитарно-защитной зоны был отменен по иску Прокуратуры, как противоречащий действующему законодательству. Например, отменено «Положение о порядке переселения жителей из санитарно-защитных зон г.Новокузнецка». При этом многие аналогичные положения в других городах продолжают действовать и в настоящее время.

А теперь еще один вопрос: «Можно ли построить жилой дом в санитарно-защитной зоне, предусмотренной нормами СанПин?»
Казалось бы ответ очевиден — законное строительство жилого объекта в санитарно-защитной зоне возможно только в случае ошибки надзорных органов. Например, отсутствовали сведения о наличии санзоны и накладываемых ограничениях.
По факту и в данном вопросе не все так очевидно. Посмотрите определение Верховного Суда, который подтвердил недопустимость запрета на строительство со ссылкой на нормы СанПин.

Таким образом, на территории ориентировочной санитарно-защитной зоны Вашего предприятия могут построить жилой объект на абсолютно законных основаниях. И в дальнейшем вы будете обязаны соблюдать допустимые нормативы на границе жилой застройки. В ряде случаев будет необходимо внедрять дорогостоящие системы сокращения выбросов и/или устанавливать шумозащитные ограждения.

При этом перечень запрещенных к размещению в санзоне объектов не ограничивается жилыми зданиями. Запрещены к размещению любые территории с нормируемыми показателями качества среды обитания (детские площадки, спортивные сооружения, образовательные учреждения и т. д.). Также имеются не совсем очевидные ограничения на размещение ряда объектов, например объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевых продуктов, которые могут повлиять на качество продукции.

Новые правила установления санитарно-защитной зоны

Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.

До утверждения данного Постановления согласование санзоны происходило в два этапа:

  1. Расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона утверждалась на основании проекта СЗЗ по результатам расчета рассеивания загрязняющих веществ и расчетов физического воздействия (шума).
  2. Установленная (окончательная) санитарно-защитная зона утверждалась после подтверждения размеров расчетной санзоны лабораторными замерами концентраций загрязняющих веществ и уровня шума.

Двухэтапный порядок согласования заменяется согласованием в один этап.

Текущим постановлением предусмотрено два вида решений:

  • прекращение санитарно-защитной зоны;
  • установление и изменение санитарно-защитной зоны;

Прекращение санитарно-защитной зоны возможно в случае ликвидации предприятий с установленной санзоной. К примеру, предприятие остановили, оборудование ликвидировали. Решение о прекращение санзоны принимается на основании лабораторных исследований атмосферного воздуха и физических факторов с учетом специфики производственной деятельности ликвидированного предприятий. Заявителем можем быть любое заинтересованное лицо.

Установление и изменение санитарно-защитной зоны возможно для действующих, строящихся и реконструируемых объектов. Заявителем может выступать только собственник объекта, в отношении которого устанавливается санзона.

Где получить информацию об установленных санитарно-защитных зонах?

Информацию о санитарно-защитных зонах на территории г. Москвы можно получить в режиме онлайн на официальном портале ИАИС ОГД
Нужно поставить галочки в следующих пунктах и подпунктах: Правила землепользования и застройки — Зоны с особыми условиями использования территорий - Границы санитарно-защитных зон.

  • Салатовым цветом обозначены ориентировочные санзоны.
  • Бирюзовым цветом — расчетные санзоны.
  • Темно-зеленым цветом — установленные санзоны.

Информация об установленных санитарно-защитных в г. Москва.

Санитарно-защитные зоны г.Москва

В регионах работа по актуализации сведений производится менее эффективно.

Информация по Нижегородской области представлена на официальном портале ГИСОГД
Даже на территории крупнейшей в регионе промышленной зоне г. Дзержинска установленные только несколько санзон.
Для отображения санзон поставить галочку в пункте Зоны с особыми условиями использования территорий — санитарно-защитные зоны.

Информация об установленных санитарно-защитных на территории промзоны г. Дзержинска.

Карта санитарно-защитных зон

В целом, Постановление Правительства РФ N 222 упорядочило процедуру установления санитарно-защитных зон и ликвидировало ряд законодательных противоречий. И, самое главное, заложены основы эффективной системы учета установленных санитарно-защитных зон и ограничений на использование земельных участок в пределах СЗЗ.

Почему предприятию выгодно установить санзону?

Как видно из представленных выше картографических материалов, система учета санитарно-защитных зон находится на начальном этапе формирования. На то есть две основные причины:

  • несогласованность действий Роспотребнадзора и Росреестра в вопросах нанесения санзон на публичную кадастровую карту;
  • большинство предприятий не занимаются установлением санзон;

Изначально органами Росреестра возвращалось на доработку свыше 95% заявок на внесение сведений о санзоне в реестр недвижимости. Постепенно данный показатель сокращается за счет более согласованного взаимодействия Федеральных органов.

Вторая причина гораздо более весомая, давайте попробуем в ней разобраться.

Не секрет, что затраты большинства предприятий на природоохранную деятельность не являются приоритетными. Разработка экологической документации, как правило, инициируется только когда есть прямая связь с производственной деятельностью. Например, когда экологическая документация необходима для получения разрешения на строительство, ввод в эксплуатацию, сертификата на продукцию и т.д. Либо когда есть предписания надзорных органов. Причем даже при наличии предписаний ряд предприятий предпочитают платить штрафы.

Новый порядок кардинально меняет подход к санзонам.

Санитарно-защитная зона ранее воспринималась предприятиями как обременение. В настоящее время санзона - это привилегия и при ненадлежащем внимании многие предприятия этой привилегии рискуют лишиться.

Рассмотрим такую ситуацию. Есть условное предприятие III класса с ориентировочной санитарно-защитной зоной 300 метров. Данная санзона обеспечивает снижение уровня воздействия до допустимых значений. С 1 января 2022 года ориентировочные санитарно-защитные зоны прекращают действие и на абсолютно законных основаниях у границ предприятия могут построить жилой дом, либо иной нормируемый объект. С большой долей вероятности на границе данного объекта будут превышения допустимых норм качества атмосферного воздуха и/или физических факторов. И это уже будет проблемой предприятия. Для снижения уровня воздействия предприятие будет вынужденно внедрять дорогостоящие системы газоочистки и шумопонижения. А при фиксации превышений у надзорных органов будут основания в судебном порядке приостановить деятельность предприятия на срок до 90 суток.

Давайте посмотрим карту санзон Нижнего Новгорода из действующей редакции Правил землепользования и застройки.

Карта санитарно-защитных зон Нижнего Новгорода.

Карта санитарно-защитный зон Нижнего Новгорода

Согласно данное карте территория санзон "накрывает" свыше 1/3 территории города. С 1 января 2022 года все санитарно-защитные зоны, за исключением установленных, прекращают действие и снимаются ограничения. Это неизбежно приведет к массовой застройке территорий санзон.

Во избежание фактической утраты санитарно-защитной зоны в интересах предприятия приступить к установлению СЗЗ как можно быстрее. С учетом длительности разработки, проведения замеров и согласования приступить к данной процедуре нужно было "еще вчера".

Этапы разработки проекта санитарно-защитной зоны

Основной целью разработки проекта СЗЗ является научно-обоснованное доказательство соблюдения нормативов качества на границе нормируемых территорий. А в случае превышения допустимых нормативов необходимо разработать мероприятия, которые позволяют достичь требуемых нормативов.

Расчет негативного воздействия предприятия осуществляется по следующим направлениям:

  • расчет загрязнения атмосферного воздуха;
  • расчет физического воздействия (шум, вибрация, электро-магнитное излучение и т.д.);
  • биологическое воздействие (определяется для источников выбросов микроорганизмов. Например, для объектов микробиологической промышленности).

Расчет загрязнения атмосферного воздуха

На данном этапе определяется уровень воздействия производственной деятельности на состояние атмосферного воздуха в пределах нормируемых территорий.

Расчет выбросов загрязняющих веществ

Процедура начинается с изучения производственного процесса и выявления источников загрязнения атмосферного воздуха (технологическое оборудование, автотранспорт, склады сыпучих материалов и т.д.). Для строящихся предприятий информация берется из проектной документации. Для действующих предприятий необходимо проводить обследование территории.

Неполнота и недостоверность сведений об источниках загрязнения является одной из самых распространенных причин отклонения проекта СЗЗ от согласования. При этом все последующие расчеты становятся неверными и необходимо переделывать весь проект.

Далее необходимо рассчитать количество загрязняющих веществ, которые выделяют источники загрязнения атмосферы. Существует два метода определения: инструментальный и расчетный.

Расчетный метод предполагает использование специализированных методик. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2016 г. №422 формирование перечня методик осуществляет Минприроды России. В настоящий момент в данном перечне находится всего одна! методика. Также существует перечень из 144 методик, утвержденных НИИ Атмосфера (бывший советский проектный институт, а ныне коммерческая структура).

Расширенный перечень позволяет рассчитать выбросы практически от любого вида производства, но вопросы его применения не урегулированы. Письмо Минприроды допускает применение расширенного перечня методик. Письмо Росприроднадзора запрещает применение перечня методик, утвержденных НИИ Атмосфера. Как известно, письма государственных структур не являются нормативно-правовыми актами, по факту вопросы применения методик решаются в каждом конкретном случае.

Инструментальный метод расчета предполагает определение количества загрязняющие веществ лабораторным способом, при этом отсутствует порядок определения номенклатуры загрязняющих веществ для исследования и вопросы достаточности проведенных исследований также применяются в каждом конкретном случае.

Пример с методами расчета - это только частный случай. Экологическое законодательство в целом декларативно. Т.е. предусмотрены нормы права, а механизмы его реализации отсутствуют.

За долгие годы практики мы адаптировались к условиям неопределенности, спокойно относимся к кардинальным пересмотрам порядка разработки и согласования природоохранной документации. К слову, процент положительных заключений по нашим проектам составляет свыше 98%.

Расчет рассеивания загрязняющих веществ

После расчета выбросов от источников загрязнения необходимо определить какую концентрацию создает предприятие в целом на границе нормируемых территорий (граница СЗЗ, жилые объекты и т.д.).

Источники загрязнения объединяются в источники выбросов, которые бывают двух типов:

  • организованные (например, системы вентиляции, дымовые трубы);
  • неорганизованные (например, склады сыпучих материалов, открытая стоянка автотранспорта)

Расчет концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе осуществляется в соответствии с Приказом Минприроды России от 06.06.2017 N 273 "Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе"

Расчет выполняется отдельно для каждого загрязняющего вещества, а также для групп суммаций (некоторые вещества при совместном присутствии обладают более сильным негативным влиянием, чем по отдельности). Также при выполнении расчетов учитываются фоновые концентрации, то есть концентрации загрязняющих веществ, которые уже присутствуют в воздухе за счет естественного фона и выбросов других предприятий.

Ниже представлен пример расчета с нанесенными изолиниями максимальных приземных концентраций и контрольными точками на границе санитарно-защитной зоны и жилой застройки.

Изолинии максимальных приземных концентраций

Изолинии приземных концентраций

Если по результатам расчетов рассеивания наблюдаются превышение нормируемых значений, то предусматриваются мероприятия, обеспечивающие снижение выбросов загрязняющих веществ.

Расчет уровня физического воздействия

Под уровнем физического воздействия подразумеваются электромагнитные поля, вибрация и шум. Для большинства предприятий достаточно расчета шумового воздействия.

Расчет уровня шума начинается с определения источников шума:

  • на основании проектной документации для строящихся предприятий;
  • на основании инвентаризации для действующих предприятий.

Расчет допустимого уровня шумового воздействия, а также проектирование шумоизоляции осуществляется в соответствии со СНиП 23-03-2003 "Защита от шума".

Оценка риска здоровью населения

Для объектов I и II класса опасности необходимо рассчитывать риски здоровью населения в соответствии с Руководством по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду.

Как правило, данную работу выполняют подведомственные структуры Роспотребнадзора: ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» и ФБУЗ "Федеральное медико-биологическое агентство".

Определение границ санитарно-защитной зоны

По результатам проведенных расчетов определяется граница санитарно-защитной зоны и выполняются кадастровые работы для внесения сведения о санзоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Для территории СЗЗ определяется перечень ограничений использования земельных участков, а также обосновывается возможность для использования земельных участков для размещения объектов производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов и иных объектов.

Лабораторные исследования

Для действующих объектов с целью подтверждения размеров санитарно-защитной зоны необходимо провести лабораторные исследования атмосферного воздуха, физических и биологических факторов. Порядок выбора контрольных точек, периодичность, условия и количество лабораторных исследований определяется в соответствии с РД 52.04.186-89 "Руководство по контролю загрязнения атмосферы".

Для строящихся и реконструируемых лабораторные исследования выполняются в срок не более одного года со дня ввода объекта в эксплуатацию. Если по результатам исследований выявится необходимость изменения санзоны, то необходимо обратиться в уполномоченный орган для изменения размеров санитарно-защитной зоны.

При процедуре прекращения санитарно-защитной зоны также проводятся лабораторные исследования с целью подтверждения соблюдения установленных нормативов.

Согласование проекта санитарно-защитной зоны

Решение об установлении, изменении или прекращении санитарно-защитной зоны принимается:

  • органом Роспотребнадзора Федерального уровня для объектов I и II класса опасности, а также для объектов не включенных в санитарную классификацию.
  • Территориальным органом Роспотребнадзора для объектов III-V класса опасности.

Перед направлением в органы Роспотребнадзора проект СЗЗ проходит санитарно-эпидемиологическую экспертизу. Проводить санитарно-эпидемиологическую экспертизу и выдавать экспертное заключение имеют права юридические лица имеющие соответствующую аккредитацию. На практике проводить экспертизу предпочтительнее в подведомственных Роспотребнадзору организациях: ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» и ФБУЗ "Федеральное медико-биологическое агентство".

После принятия решения об установлении, изменении или прекращении санитарно-защитной зоны орган Роспотребнадзора передает сведения для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

Санитарно-защитная зона считается установленной со дня внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости. С этого момента начинают действовать ограничения на использование земельных участков на территории санзоны.

Стоимость разработки проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ)

Рассчитать стоимость по телефону:

(831) 413-97-44

Отправить запрос на расчет стоимости на почту: mail@eco-gk.ru

Часто задаваемые вопросы по санитарно-защитным зонам

Кому нужно устанавливать санитарно-защитную зону

В соответствии с пунктом 2.3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона может отсутствовать в случае, если за пределами границы земельного участка уровень воздействия не превышает ПДК/ПДУ. При этом, чтобы доказать отсутствие превышение, необходимо полностью проходить процедуру установления санзоны, включая разработку проекта СЗЗ и проведение лабораторных исследований.

Для определения необходимости установления санзоны рекомендуем ознакомиться с разделом VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарная классификация промышленных объектов и производств тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений и размеры ориентировочных санитарно-защитных зон для них".

Если вид деятельности Вашего предприятия включен в данный перечень, то необходимо устанавливать санитарно-защитную зону.

Когда необходимо проводить оценку риска для здоровья человека

Оценка риска здоровью проводится для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (п. 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

В соответствии с п. 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 оценка риска здоровью не проводится если расстояние от границы объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону, а также не выполняется для животноводческих и птицеводческих предприятий и для кладбищ.

Какие объекты недопустимо размещать в границах санзоны

В соответствии с п.5 Постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 в границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях:

  • размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства;

  • размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.

Социальные сети:

Для получения актуальной информации подпишитесь на наше сообщество  ВКонтакте:


Читайте статьи о санитарно-защитных зонах на нашем канале Яндекс Дзен:

Почему предприятию выгодно устанавливать санитарно-защитную зону Строительство в санитарно-защитной зоне