Содержание статьи
Стоимость подготовки документов для получения лицензии на обращение с отходами
Часто задаваемые вопросы по лицензии на обращение с отходами
Лицензия по обращению с отходами - это специальное разрешение, дающее право на выполнение работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
В данной статье рассмотрим порядок получения лицензии на обращение с отходами, а также ответим на следующие вопросы:
для каких видов деятельности необходимо оформлять лицензию на обращение с отходами?
какие документы и разрешения предприятия могут получить самостоятельно?
в каких случаях необходимо прохождение государственной экологической экспертизы?
Стоимость подготовки документов для получения лицензии на обращение с отходами
Рассчитать стоимость по телефону:
Отправить запрос на расчет стоимости на почту: mail@eco-gk.ru
Кому необходимо получать лицензию на обращение с отходами
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию в соответствии со п. 30, статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Деятельность по обращению с отходами V класса опасности лицензированию не подлежит.
Таким образом, чтобы понять нужно получать лицензию или нет необходимо выполнить следующие действия:
1. Определить класс опасности отходов.
Предварительно класс опасности можно определить в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО). На сайте Росприроднадзора есть электронная версия ФККО.
Поиском по данному каталогу пользоваться проблематично ввиду сложносоставного названия отходов. Гораздо проще будет через фильтр выбрать V класс и пролистать весь перечень отходов. Если ваша деятельность связана только с отходами из данной выборки - лицензию получать не нужно. Если же вы осуществляете деятельность с отходами, не включенными в ФККО, то необходимо пройти процедуру в соответствии Порядком подтверждения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности.
Скрин с сайта Росприроднадзора https://rpn.gov.ru/fkko/
При поиске по ФККО следует обращать внимание не только на точное наименование вида отхода, но и на фракционное и агрегатное состояние, а также на процесс, в результате которого образуются отходы.
Например, не подлежит лицензированию деятельность по обращению со следующими отходами:
- Отходы из жилищ крупногабаритные (5 класс)
- Отходы бумаги от резки и штамповки (5 класс)
- Опилки натуральной чистой древесины (5 класс)
При этом, подлежит лицензированию деятельность по обращению со следующими отходами:
- Отходы из жилищ несортированные (4 класс)
- Пыль бумажная при резке бумаги и картона (4 класс)
- Опилки и стружка разнородной древесины (4 класс)
2. Определить планируемый вид деятельности по обращению с отходам
Подлежит лицензированию только деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Определения этим понятиям даны в статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления":
сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
ВАЖНО! Для осуществления сбора отхода обязательным является наличие у соискателя лицензии производственных мощностей для обработки/ утилизации/ обезвреживания/ размещения отходов. Лицензия на деятельность в части сбора отходов может быть выдана только одновременно с одним или несколькими из выше перечисленных видов деятельности (обработка/ утилизация/ обезвреживание/ размещение отходов).обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки.
обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
размещение отходов - хранение и захоронение отходов.хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
ВАЖНО! Для осуществления деятельности в части размещения отходов обязательным является наличие у соискателя лицензии объекта размещения отходов, включенного в Государственный реестр размещения отходов (ГРОРО). Процедура включения объекта размещения отходов в ГРОРО предшествует процедуре получения лицензии на деятельность по обращению с отходами.транспортирование отходов - перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах.
Накопление отходов лицензированию не подлежит. Под накоплением отходов понимается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. (статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления")
Факт образования отходов в результате производственной деятельности не является основанием для получения лицензии на обращение с отходами.
Например, если при производстве образуются отходы (в том числе I-IV классов опасности), которые в дальнейшем передаются сторонним организациям для утилизации/обезвреживания/захоронения, то лицензию на данную деятельность получать не нужно. При этом складирование (накопление) отходов должно осуществляться в специализированных объектах сроком не более чем одиннадцать месяцев.
Также отметим, что обращение с отходами черных и цветных металлов - это отдельный вид лицензируемой деятельности. п. 34, статья 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Процедура оформления данной лицензии значительно отличается от рассмотренной в данной статье.
Порядок получения лицензии на обращение с отходами
Процедура получения лицензии на обращение с отходами предусмотрена Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Лицензионные требования зависят от вида планируемой деятельности по обращению с отходами.
Основные требования к соискателю лицензии (лицензиату) можно объединить в следующие категории:
Материально-техническая база. Необходимо подтвердить наличие ресурсов и технологий для осуществления заявленной деятельности: земельных участков, зданий и сооружений, транспортных средств, оборудования для обработки / утилизации/ обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в ГРОРО и т.д.
Квалифицированный персонал. У соискателя лицензии должны быть трудовые договора с персоналом, специально обученным для работы с отходами I-IV класса опасности.
Соответствие деятельности экологическим нормативам. Необходимо научно-техническое обоснование допустимости негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении планируемой деятельности по обращению с отходами. В соответствии с данным обоснованием выдается санитарно-эпидемиологического заключение, а в ряде случаев и заключение государственной экологической экспертизы.
Детальная информация о предоставлении услуги по выдаче лицензии и полный перечень необходимых документов представлен на портале "Госуслуги".
Лицензирующим органом является Росприроднадзор. Общая информация о процедуре выдачи лицензии Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия представлена по данной ссылке. Помимо общей информации и контактных данных специалистов данный раздел содержит реестр всех выданных лицензий и реестр объектов размещения отходов.
Процедура выдачи лицензии хорошо документирована и большую часть документов соискатель лицензии может собрать самостоятельно.
При этом, для получения санитарно-эпидемиологического заключения необходимо разрабатывать научно-технических материалы, обосновывающих допустимость негативного воздействия на окружающую среду. Данная работа является узкоспециализированной и выполняется профессиональными инженерами-экологами.
В ряде случаев, для получения лицензии необходимо прохождение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ). А именно:
при утилизации отходов – ГЭЭ подлежит проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии;
при утилизации / обезвреживании отходов – ГЭЭ подлежат проекты новой техники, технологий, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду;
при обезвреживании / размещении отходов – ГЭЭ подлежит проектная документация объектов капитального строительства, используемых для обезвреживания и (или) объектов размещения отходов.
Стоимость подготовки документов для получения лицензии на обращение с отходами
Стоимость оформления лицензии зависит от многих факторов:
- заявленного вида деятельности;
- заявленного количество отходов и их номенклатуры;
- уровня сложности научно-технического обоснования допустимости негативного воздействия на окружающую среду при планируемом обращении с отходами;
- необходимости получения соответствующих заключений (санитарно-эпидемиологического заключения, заключения государственной экологической экспертизы);
- необходимости разработки проекта санитарно-защитной зоны для промплощадки, на которой будет осуществляться лицензируемая деятельность.
Рассчитать стоимость по телефону:
Отправить запрос на расчет стоимости на почту: mail@eco-gk.ru