экологическое сопровождение предприятий

Лицензия по обращению с отходами I-IV классов опасности

Компания Экопром

Содержание статьи

Лицензия по обращению с отходами - это специальное разрешение, дающее право на выполнение работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

В данной статье рассмотрим порядок получения лицензии на обращение с отходами, а также ответим на следующие вопросы:

  • для каких видов деятельности необходимо оформлять лицензию на обращение с отходами?

  • какие документы и разрешения предприятия могут получить самостоятельно?

  • в каких случаях необходимо прохождение государственной экологической экспертизы?

Лицензия на обращение с отходами

Стоимость подготовки документов для получения лицензии на обращение с отходами

Рассчитать стоимость по телефонам:

8(800) 550-28-98 (звонок бесплатный)

(831) 413-97-44 (телефон в Нижнем Новгороде)

Отправить запрос на расчет стоимости на почту: mail@eco-gk.ru

Кому необходимо получать лицензию на обращение с отходами

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию в соответствии со п. 30, статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Деятельность по обращению с отходами V класса опасности лицензированию не подлежит.

Таким образом, чтобы понять нужно получать лицензию или нет необходимо выполнить следующие действия:

1. Определить класс опасности отходов.

Предварительно класс опасности можно определить в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО). На сайте Росприроднадзора есть электронная версия ФККО.
Поиском по данному каталогу пользоваться проблематично ввиду сложносоставного названия отходов. Гораздо проще будет через фильтр выбрать V класс и пролистать весь перечень отходов. Если ваша деятельность связана только с отходами из данной выборки - лицензию получать не нужно. Если же вы осуществляете деятельность с отходами, не включенными в ФККО, то необходимо пройти процедуру в соответствии Порядком подтверждения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности.

Скрин с сайта Росприроднадзора https://rpn.gov.ru/fkko/

ФККО

При поиске по ФККО следует обращать внимание не только на точное наименование вида отхода, но и на фракционное и агрегатное состояние, а также на процесс, в результате которого образуются отходы.

Например, не подлежит лицензированию деятельность по обращению со следующими отходами:

  • Отходы из жилищ крупногабаритные (5 класс)
  • Отходы бумаги от резки и штамповки (5 класс)
  • Опилки натуральной чистой древесины (5 класс)

При этом, подлежит лицензированию деятельность по обращению со следующими отходами:

  • Отходы из жилищ несортированные (4 класс)
  • Пыль бумажная при резке бумаги и картона (4 класс)
  • Опилки и стружка разнородной древесины (4 класс)

2. Определить планируемый вид деятельности по обращению с отходам

Подлежит лицензированию только деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Определения этим понятиям даны в статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления":

  • сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
    ВАЖНО! Для осуществления сбора отхода обязательным является наличие у соискателя лицензии производственных мощностей для обработки/ утилизации/ обезвреживания/ размещения отходов. Лицензия на деятельность в части сбора отходов может быть выдана только одновременно с одним или несколькими из выше перечисленных видов деятельности (обработка/ утилизация/ обезвреживание/ размещение отходов).

  • обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

  • утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки.

  • обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
    размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

  • хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

  • захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
    ВАЖНО! Для осуществления деятельности в части размещения отходов обязательным является наличие у соискателя лицензии объекта размещения отходов, включенного в Государственный реестр размещения отходов (ГРОРО). Процедура включения объекта размещения отходов в ГРОРО предшествует процедуре получения лицензии на деятельность по обращению с отходами.

  • транспортирование отходов - перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах.

Накопление отходов лицензированию не подлежит. Под накоплением отходов понимается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. (статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления")

Факт образования отходов в результате производственной деятельности не является основанием для получения лицензии на обращение с отходами.

Например, если при производстве образуются отходы (в том числе I-IV классов опасности), которые в дальнейшем передаются сторонним организациям для утилизации/обезвреживания/захоронения, то лицензию на данную деятельность получать не нужно. При этом складирование (накопление) отходов должно осуществляться в специализированных объектах сроком не более чем одиннадцать месяцев.

Также отметим, что обращение с отходами черных и цветных металлов - это отдельный вид лицензируемой деятельности. п. 34, статья 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Процедура оформления данной лицензии значительно отличается от рассмотренной в данной статье.

Порядок получения лицензии на обращение с отходами

Процедура получения лицензии на обращение с отходами предусмотрена Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Лицензионные требования зависят от вида планируемой деятельности по обращению с отходами.

Основные требования к соискателю лицензии (лицензиату) можно объединить в следующие категории:

  • Материально-техническая база. Необходимо подтвердить наличие ресурсов и технологий для осуществления заявленной деятельности: земельных участков, зданий и сооружений, транспортных средств, оборудования для обработки / утилизации/ обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в ГРОРО и т.д.

  • Квалифицированный персонал. У соискателя лицензии должны быть трудовые договора с персоналом, специально обученным для работы с отходами I-IV класса опасности.

  • Соответствие деятельности экологическим нормативам. Необходимо научно-техническое обоснование допустимости негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении планируемой деятельности по обращению с отходами. В соответствии с данным обоснованием выдается санитарно-эпидемиологического заключение, а в ряде случаев и заключение государственной экологической экспертизы.

Детальная информация о предоставлении услуги по выдаче лицензии и полный перечень необходимых документов представлен на портале "Госуслуги".

Лицензирующим органом является Росприроднадзор. Общая информация о процедуре выдачи лицензии Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия представлена по данной ссылке. Помимо общей информации и контактных данных специалистов данный раздел содержит реестр всех выданных лицензий и реестр объектов размещения отходов.

Процедура выдачи лицензии хорошо документирована и большую часть документов соискатель лицензии может собрать самостоятельно.

При этом, для получения санитарно-эпидемиологического заключения необходимо разрабатывать научно-технических материалы, обосновывающих допустимость негативного воздействия на окружающую среду. Данная работа является узкоспециализированной и выполняется профессиональными инженерами-экологами.

В ряде случаев, для получения лицензии необходимо прохождение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ). А именно:

  • при утилизации отходов – ГЭЭ подлежит проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии;

  • при утилизации / обезвреживании отходов – ГЭЭ подлежат проекты новой техники, технологий, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду;

  • при обезвреживании / размещении отходов – ГЭЭ подлежит проектная документация объектов капитального строительства, используемых для обезвреживания и (или) объектов размещения отходов.

Стоимость подготовки документов для получения лицензии на обращение с отходами

Стоимость оформления лицензии зависит от многих факторов:

  • заявленного вида деятельности;
  • заявленного количество отходов и их номенклатуры;
  • уровня сложности научно-технического обоснования допустимости негативного воздействия на окружающую среду при планируемом обращении с отходами;
  • необходимости получения соответствующих заключений (санитарно-эпидемиологического заключения, заключения государственной экологической экспертизы);
  • необходимости разработки проекта санитарно-защитной зоны для промплощадки, на которой будет осуществляться лицензируемая деятельность.

Рассчитать стоимость по телефонам:

8(800) 550-28-98 (звонок бесплатный)

(831) 413-97-44 (телефон в Нижнем Новгороде)

Отправить запрос на расчет стоимости на почту: mail@eco-gk.ru

Часто задаваемые вопросы по лицензии на отходы

Требуется ли получать санитарно-эпидемиологическое заключение для оформления лицензии на деятельность по транспортированию отходов I-IV классов опасности.

Нет, не требуется, это не предусмотрено пп. б п. 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290.

Достаточно ли для оформления лицензии предъявления договоров купли/продажи или аренды зданий / сооружений / оборудования / транспортных средств и т. д., необходимых для ведения планируемой деятельности.

Нет, не достаточно. Одной из стадий прохождения процедуры лицензирования является лицензионный контроль, проводимый в форме документарных и выездных проверок. Предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии является состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать при осуществлении лицензируемого вида деятельности, а также наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям. Таким образом, для прохождения лицензионной проверки необходимо предъявление самих зданий / сооружений / оборудования / транспортных средств и т. д., необходимых для ведения планируемой деятельности.

Несоответствующее фактическое состояние зданий / сооружений / оборудования / транспортных средств и т. д. лицензионным требованиям или их фактическое отсутствие не позволят успешно пройти лицензионную проверку и, как следствие, приведут к отказу в выдаче лицензии.

Где нужно оформлять лицензию в случае ведения лицензируемой деятельности на территории 2-х и более субъектов РФ.

Если лицензируемая деятельности будет вестись на территории нескольких субъектов Российской Федерации, в границах которых полномочия осуществляют два и более территориальных органа Росприроднадзора, то предоставление государственной услуги в части лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности будет вести Центральный аппарат Росприроднадзора. При этом полномочия по предоставлению государственной услуги по лицензированию могут быть переданы территориальному органу Росприроднадзора на основании поручения руководителя Росприроднадзора (заместителя руководителя Росприроднадзора).

В случае поступления заявления о предоставлении государственной услуги по лицензированию с нарушением разграничения полномочий между центральным аппаратом Росприроднадзора и его территориальными органами, такое заявление и прилагаемые к нему документы в течение 3 рабочих дней с даты регистрации направляются в центральный аппарат Росприроднадзора или в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора с одновременным уведомлением заявителя (лицензиата) о переадресации заявительных документов.

Если лицензия выдана территориальным органом Росприроднадзора, можно ли на основании такой лицензии работать в других субъектах РФ.

В соответствии с п. 5, статьей 9 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»:

деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким образом, уведомив соответствующий территориальный орган Росприроднадзора в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» можно вести лицензируемую деятельность на территориях тех субъектов Российской Федерации, в границах которых данный территориальный орган Росприроднадзора осуществляют предоставленные ему полномочия.

Важно! При этом процедура уведомления может быть идентична процедуре переоформления лицензии.

Социальные сети:

Для получения актуальной информации подпишитесь на наше сообщество  ВКонтакте: